Вторник, 19.03.2024, 06:53
Здравствуй Гость | Группа "Гости"

                                              

Категории раздела
Музыка [8]
Творчество [2]
Артисты, писатели, гении
Меню сайта
Поиск
Мини-чат
Теги
музыка рок Алиса видео Мобила андроид Реалии факты деньги алкоголь миф Крупнов черный обелиск гитара Зинчук Chris Rea Эротика безумный мир зависимость Биография Dire Straits интим Губерман интернет митинг протест Науменко космос Башлачев Транспорт Церетели скульптуры Посолонь МОСКВА фото музей Царицыно история Природа весна белка Высоцкий авто Гум БГ Гребенщиков лето парк Измайлово Булгаков Чёрный квадрат цветы новодевичье мавзолей зоопарк зверьё МГУ Воробьёвы горы Крутицкое подворье Измайловский кремль Цой макет Москвы Обои Парк Горького графика Коломенское съёмки техника Москва-Сити Осень Кусково Парк Победы Сокольники Зарядье галерея поклонная гора Нескучный сад Память Троекуровское Кунцевское Останкино кремль выставка знаменитости ваганьковское кладбище Фон музеон Метро Искусство усадьба речной вокзал парк дружбы ГИМ Ваганьковское эро Гоголь Хуамин вело мото Исторический парк времена и эпохи Палаты Романовых ГМИИ Ходынское поле макро Глазунов ихтис концерт Пейзаж вейп чай Арбат Храм вднх Olympus
Блог
Статьи
Главная » Статьи » Биография » Творчество

Губерман Игорь Миронович

Губерман Игорь Миронович (псевдонимы И.Миронов, Абрам Хайям и др.) (р. 1936) -российский писатель, поэт. 


Родился 7 июля в Москве. Отец - экономист. Мать закончила консерваторию, но профессиональным музыкантом не стала. Среди недалеких предков - Петр (Пинхас) Рутенберг - эсер-боевик, организатор убийства священника Гапона. 

После окончания средней школы Губерман поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), руководствуясь известным в те годы изречением: 'если ты аид - поступай в МИИТ' - там, в отличие от других, более престижных вузов, не было 'процентной нормы'. В 1958 получил диплом инженера-электрика и многие годы работал по специальности. Вскоре после окончания института познакомился с А.Гинзбургом - редактором-составителем одного из первых 'самиздатских' журналов - 'Синтаксис'. Весь третий номер журнала - стихи ленинградских поэтов, в том числе и почти тогда неизвестного И.Бродского - был сделан по материалам, привезенным Губерманом из служебной командировки в северную столицу. Он же написал и предисловие к не вышедшему из-за ареста Гинзбурга четвертому номеру, где много говорилось о молодом талантливом художнике Игоре Шибачеве. 

В это же время Губерман знакомится с группой 'лианозовцев' - Оскаром Рабиным, Л.Крапивницким, Г.Сапгиром, И.Холиным и людьми, близкими к этому кругу: философом Г.Померанцем, литературоведом Л.Пинским и др. Губерманстановится героем фельетона Р.Карпеля Помойка ?8 ('Московский комсомолец', 29 сентября 1960) - ':инженер ИгорьГуберман, известный тем, что он был одним из вдохновителей и организаторов грязных рукописных листков 'Синтаксиса'. Сей 'деятель', дутый, как пустой бочонок, надменный и самовлюбленный, не умеющий толком связать и двух слов, все еще питает надежду на признание'. 

Человек совсем не одинок! / Кто-нибудь всегда за ним следит. - по крайней мере, по отношение к самому Губерману это высказывание, начиная с 1960, звучало совершенно справедливо. 

Какое-то время он успешно сочетал работу инженера с литературной деятельностью. Писал научно-популярные и документальные книги (Чудеса и трагедии черного ящика - о работе мозга и современной психиатрии, 1968; Бехтерев. Страницы жизни, 1976 и др.), а также сценарии для документального кино. Одна из книг начиналась стихотворением Иосифа Бродского (разумеется, без указания фамилии), находившегося тогда в ссылке. 

А в 'самиздате' начинают распространяться стихотворные миниатюры Губермана, позднее получившие название 'гарики'. (Гарик - домашнее имя Игоря Мироновича). В частности, из цикла "Вожди дороже нам вдвойне, / Когда они уже в стене", включающего в себя несколько десятков четверостиший. (Пахан был дух и голос множеств, / в нем воплотилось большинство; / он был великое ничтожество, / за что и вышел в божество; Люблю отчизну я. А кто теперь не знает, / что истая любовь чревата муками? / И родина мне щедро изменяет / с подонками, прохвостами и суками). 

В 70-е Губерман - активный сотрудник и автор самиздатского журнала 'Евреи в СССР'. Люди, делавшие этот журнал (их называли 'культурники'), видели свою задачу в распространении среди евреев знаний религии, истории и языка своего народа, вопрос же об эмиграции считали личным делом каждого. 

В 1978 в Израиле были собраны ходившие по рукам 'гарики' и изданы отдельной книгой. За то, что нагло был бельмом, / в глазу всевидящего ока, в 1979 Губерман был арестован и приговорен к 5-ти годам лишения свободы, хотя журнал 'Евреи в СССР' перестал выходить еще в 1978. (Художественная гипотеза о подлинных причинах ареста - в книге И.Губермана "Штрихи к портрету"). Желая избежать еще одного политического процесса (их было слишком много в то время) власти 'пришили' Губерману уголовную статью. 

В лагере он вел дневник, из которого потом, в ссылке родилась книга "Прогулки вокруг барака" (1980, опубликовано в 1988). 'Пусть только любители детективов, острых фабул и закрученных сюжетов сразу отложат в сторону эти разрозненные записки, - предупреждает автор в начале книги и продолжает эту мысль: - Не смертельны нынешние лагеря. Много хуже, чем был ранее, выходит из них заключенный. Только это уже другая проблема. Скука, тоска и омерзение - главное, что я испытал там'. Есть в книге и описание смертей заключенных, и достаточно страшные сцены. Но ее содержание в другом - это история человека, сумевшего остаться Человеком там, где унижением, страхом и скукой / человека низводят в скоты. Помогло четкое сознание: чем век подлей, тем больше чести / тому, кто с ним не заодно. И умение разглядеть человеческое даже в воре, грабителе и убийце. (В соответствии со статьей Губермансидел в уголовном лагере). Три героя книги: Писатель, Бездельник и Деляга - три ипостаси автора - помогают сохранить чувство юмора и не поддаться ни унынию, ни гордыне. 'Весьма полезны для души оказались эти годы', - сказал впоследствии Губерман в мемуарной прозе, а в стихах - Свой дух я некогда очистил / не лучезарной красотой, / а осознаньем грязных истин / и тесной встречей с мерзотой. 

Он вернулся из Сибири в 1984. Прописаться не удавалось не только в Москве, но и в маленьких городках, удаленных от столицы более чем на 100 км. Пока, наконец, поэт Д.Самойлов не прописал его в своем доме в Пярну. Работы почти нигде не давали. (Практически единственным исключением стала Ленинградская студия документальных фильмов). 

Выход нашло то же самое ведомство, которое и создало эту ситуацию, - Губермана пригласили в ОВИР и сообщили, что считают целесообразным его выезд с семьей в Израиль. 

Тяжелее всего уезжать нам оттуда, / Где жить невозможно. С 1988 русский писатель Губерман, 'еврей славянского разлива' живет в Иерусалиме. 

В Израиле написан роман "Штрихи к портрету". (Первое издание в России - в 1994). Его главный герой журналист Илья Рубин (образ откровенно автобиографический) собирает материал для книги о Николае Александровиче Бруни - осколке 'серебряного века', человеке по-ренессански одаренном, расстрелянном в 1938 в одном из сибирских лагерей. Общаясь с его современниками, в большинстве своем также прошедшими через лагеря и ссылки, Рубин (то бишь Губерман) создает широкое историческое полотно от начала 20 в. до середины 70-х, когда под колеса карательной машины попадает уже сам Рубин. 

В 1996 в Иерусалиме вышли мемуары И.Губермана - "Пожилые записки". Здесь воспоминания о детстве и юности, вновь - о годах, проведенных в лагере и ссылке, о людях, с которыми сталкивала судьба: известных - Д.Самойлове, М.Светлове, З.Гердте, менее известных - художниках А.Окуне и М.Туровском, математике М.Деза и многих вовсе не известных, но чем-то (добром или злом) запомнившихся автору. 

Тема продолжена в "Книге странствий" (Иерусалим, 2001). Она опять-таки о жизни в России, о людях, повстречавшихся на жизненном пути, на этот раз почти исключительно 'простых' (но каждый со своей 'изюминкой'). И жизненная философия здесь - та же, что во всех произведениях Губермана - 'С холодным и спокойным уважением я отношусь к тем людям, что спешат и напрягаются, хотят успеть, достичь, взойти, заполучить: Они того хотят, и дай им Господи. А мне это и даром ни к чему'. 

Пожалуй, единственное существенное отличие "Книги странствий" от "Пожилых записок" в том, что многие страницы "Книги" посвящены размышлениям о судьбах еврейства. Не претендуя на научность, исключительно в эссеистском жанре, Губерман говорит о своем народе с глубоким проникновением в его психологию. 

Как ни интересна проза Губермана, но все-таки славу ему создали, безусловно, 'гарики'. Этому немало способствуют его выступления - 'в залах концертных и спортивных, в кинотеатрах и кафе, ресторанах и консерваториях, школах и институтах, театрах и синагогах, в христианских церквях самых различных ответвлений (когда нет вечерней службы), в домах для престарелых и молодежных клубах, в залах заседаний и музейных залах: сперва в Израиле, потом в Америке, России, Германии:'. Число 'гариков' перевалили за пять тысяч. (При том, что автор числит себя в поклонниках лени). Взятые вместе, они образуют некий 'гипертекст' - один из самых ярких примеров русского постмодернизма. 

Губерман вовсе не атеист, и уж тем более не воинствующий. Но и не верующий. О жизни за гробом забота / совсем не терзает меня; вливаясь в извечное что-то / уже буду это не я. Он готов принять любую истину, даже если окажется, что она идет вразрез со Священным Писанием (:я не испугаюсь ничего, / случайно если истины коснусь), с подозрением относится к любой доктрине и не хочет быть ничьим рабом (даже и Божьим). И - он уверен - вне подозрений может быть только жена Цезаря (и то вряд ли), во всем остальном можно сомневаться. Мораль - это не цепи, а игра, /где выбор - обязательней всего; основа полноценности добра - в свободе совершения его. 

Художественные приемы его стихов типичны для постмодернизма: иронический перифраз известных выражений (:я мыслил, следователь, но я существую), придание фразеологизмам прямо противоположного смысла (:был рожден в сорочке, что в России / всегда вело к смирительной рубашке), центон (есть женщины в русских селеньях - не по плечу одному), обилие нецензурной ('ненормативной') лексики. 

Не приходится удивляться, что не все критики и не все читатели от Губермана в восторге. Сам Губерман принимает это как должное - ':правы, кто хвалит меня, и правы, кто брызжет хулу'. 

По рейтингу продаж поэтических книг в магазинах Москвы за 2003 И.Губерман занимает второе место.



Источник: http://persona.rin.ru/view/f/0/35600/guberman-igor-mironovich
Категория: Творчество | Добавил: Vzorvan (04.02.2015)
Просмотров: 1889 | Теги: Биография, Губерман | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Профиль
Здравствуй: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Статистика

Статистика материалов

Новостей: 408
Файлов: 40
Фото: 1315
Форум: 6/13
Коментариев: 5

Зарег. на сайте
Всего: 5
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Парней: 5
Девушек: 0

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья
Рейтинг 
лучших сайтов  Yuriy Yuriy. Друзи.ру - социальная сеть друзей.
Наш баннер
Vzorvan
Время
Праздники
Праздники России